Дитрих Бернский
Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Байрашев К.А.
— одна из главнейших, по мнению многих — самая главная
фигура немецкого национального эпоса. Он является или героем, или
эпическим центром длинного ряда средневерхненемецких поэм, известнейшие из
которых:
1) Бегство Дитриха. Король Эрманрих во время отсутствия своего
вассала Зибиха обесчестил жену последнего; тот мстит ему тем, что наводит
его на злые и вредные дела и, между прочим, ссорит его с его могучим
племянником, Дитрихом из Берна. Последний побеждает Эрманриха, но тому
удается хитростью захватить в плен вассалов Дитриха; чтобы освободить их,
Дитрих уступает дяде все царство и уходит с своими героями к гуннскому
королю Этцелю, который принимает его к себе на службу, благодаря стараниям
своей жены Хольхи. С войсками Этцеля Д. два раза побеждает Эрманриха.
— 2)
Смерть Альфарта. Альфарт, юный герой Дитрих Бернский из рода Вольфингов,
племянник Гильдебранда, едет один на рекогносцировку против войска
Эрманриха; Виттиг и Гейме, которые изменили Дитриху Бернскому и перешли на
сторону его дяди, встречают его и, несмотря на его храбрость и силу,
убивают его в нечестном бою. Это наиболее художественная из поэм цикла Д.
Б. Предполагают, что первоначальным героем саги был Diether, родной брат
Д.
— 3) Равеннская битва (Die Rabenschlacht). Д. Б. отправляется с войском
гуннов против Эрманриха. Юные сыновья Этцеля, Шарпф и Орт, едут вместе с
ним, но остаются в Берне, вместе с братом Д. Б., Дитером, под охраной
старого витязя Эльзана. Случайно они оказываются вблизи войска Эрманриха;
их встречает Виттих, на которого юноши храбро нападают; но сыновья Этцеля
и Дитер убиты. Д. Б. в гневе отрубает Эльзану голову и гонится за Виттихом
до берега моря, где последнего скрывает под волнами его прабабушка
Вагхильда. Бегство Д. и Равеннская битва обработаны, по-видимому, в конце
XIII в., одним и тем же поэтом, который называет себя Heinrich der
vogelaere.
— 4.) Зигенот. Sigenot — великан, в борьбе с которым Д. Б.
побежден и брошен в пещеру. Его верный витязь Гильдебранд отправляется его
отыскивать и попадает в то же положение, но ему удается освободиться и он
мечом Д. убивает великана.
— 5) Экке. Великан Экке, разбуженный тремя
королевнами на Рейне, идет биться с Д. Б. После долгой и упорной битвы, в
которой ему значительную помощь оказывает его огненное дыхание, Д.
побеждает и убивает великана; на пути к Рейну, куда он несет отрубленную
голову соперника, он убивает Фазольта, брата Экке.
— 6) Лаурин. Могучий
король карликов Лаурин похитил Симильду, сестру Дитлейба Штирийского; по
просьбе последнего Д. Б. с своими витязями отправляется за ней в горы,
проникает в волшебный сад Лаурина и вступает в битву с похитителем.
Лаурин, наконец, побежден Д. Б. и приглашает витязей спуститься внутрь
горы; там, отведав волшебного напитка, последние попадают во власть
карликов. Но Симильда возвращает им их оружие, и после второй, более
ожесточенной битвы, витязи разрушают подземное царство карликов.
— 7) Двор
Этцеля (Etzels Hofhaltung). Д. Б. принимает на себя защиту девы Salde
против дикого охотника Вундерера, которого он и убивает.
8) Розовый сад. В
этой поэме и в "Biterolf und Dietlieb" немецкий эпос сводит лицом к лицу
двух своих любимых героев: Д. Б. и Зигфрида. В Розов. саду Кримгильда,
дочь короля Гибиха Вормского, устраивает сад, охраняемый 12-ю великанами,
и вызывает Д. Б. и его витязей биться против Зигфрида и его спутников.
Наградой победителям должен быть поцелуй красавицы. 12 поединков кончаются
победой бернцев. Видную роль в поэме играет комическая фигура монаха
Эльзана, который и в монастыре не оставил своей боевой грубости и
воинственных привычек. Кроме того, Д. Б. играет довольно видную, хотя не
первостепенную роль в Нибелунгах (см.), где он оказывается на службе
Этцеля, но не соглашается биться с бургундами, пока те не убивают его
друга Рюдигера и его вассалов; тогда он побеждает и берет в плен Гунтера и
Гагена, а когда Кримгильда убила их, он казнит Кримгильду. Позднейшая
лирическая поэма: "Die Klage", отводит ему главное место. К ней примыкает
и древнейший эпический отрывок (Hildebrandslied, VIII века: возвращаясь от
двора Этцеля, Гильдебранд встречает своего сына Гадубранда и бьется с
ним), также относящийся к циклу Д. Б.
Поздние, рыцарско-фантастические
поэмы о Гугдитрихе и Вольфдитрихе относятся к другому, так наз.
ломбардскому циклу. Все поэмы о Д. Б. изложены в прозаической
скандинавской Тидрек-саге (Saga Thidhriks konungs of Bern, изд. С. R.
Unger, Христиания, 1853). Довольно многочисленные отзвуки сказаний о нем
встречаются в англосаксонском эпосе. В основе сказаний и поэм о Д. Б.
лежит ряд исторических фактов.
Д. Б. — это остготский король Теодорих,
впоследствии завоеватель Италии. Берн — это Верона, первый город верхней
Италии, который встречали немецкие выходцы. Raben — Равенна, которую так
долго осаждал Теодорих, и т. д. (даже в Виттихе может быть узнан
исторический Vidigoia, Gothorum fortissimus, который, по Иордану, cap. 34,
Sarmatum dolo occubuit). В древнейших редакциях Д., по-видимому,
завоевывал свое королевство (народ не желал оставить его узурпатором) из
Византии, но последнюю скоро заменил двор короля гуннов Аттилы; причиной
этому была память о зависимости остготов от гуннов и смешение Теодориха с
его отцом Теодемиром.
В древнейшей саге Д. Б., без сомнения, боролся с
Одоакром (который в форме Otacher встречается и в поэмах, но в
незначительной роли), но рано его заменил могучий и грозный Эрманрих,
также лицо историческое, только относящееся к более ранней эпохе. Сага
сложилась, по-видимому, у дружественных с готами верхненемецких племен и
прежде всего у алеманнов; что это произошло не позже начала VIII в.,
доказывает песнь о Гильдебранде. По мере ее развития увеличивалось
количество подвигов Д., являлись многочисленные эпизоды и число его
витязей стремилось дойти до 12.
Сомнения возбуждают те поэмы и эпизоды
Тидрек-саги, где Д. Б. бьется с чудовищами, великанами и карликами и имеет
огненное дыхание, причем его рождение и исчезновение (он не умирает, но
уносится на черном коне) обставляются чудесами. Уланд, Зимрок и др.
признают это мифическим элементом и думают, что на Теодориха перенесены
мифы о боге-громовнике Донаре. Но новейшие исследователи (см. "Grundriss
d. germ. Phil." v. Paul, I, § 31 и след.) не считают эти черты основными и
полагают, что это — отчасти литерат. заимствования (напр. из
Вольфдитриха), отчасти местные сказания, перенесенные на Д. Б.; таково,
напр., тирольское сказание о короле карликов Лаурине. Что касается до
связи Д. Б. с демоном и его таинственного исчезновения (вследствие
которого он и оказывается одним из "диких охотников"), то она может
объясняться нерасположением католической церкви к еретику-арианину и
преследователю правоверных (в XII в. латинское предание видело Теодориха в
кратере вулкана или в аду). К саге о Нибелунгах Д. Б., вероятно, приурочен
одновременно с Рюдигером, через Аттилу, в то время, когда сага эта
подверглась сильным изменениям и когда гибель бургундских героев
приписывалась уже не королю гуннов, а Кримгильде.
См. К. Meyer,
"Die Dietrichsage in ihrer geschichtlich. Entwickelung"
(Базель, 1868). Лучшие тексты поэм см. у E. Martin, "Deutsches Heldenbuch".
По-русски содержание большинства их в книге Ор. Миллера "Илья
Муромец и богатырство киевское". О Тидрек-саге, Вольфдитрихе и пр. см. А.
Кирпичникова, "Поэмы ломбардского цикла" (М., 1872 г.).
http://a-nomalia.narod.ru/bed/185.htm
|