почта  etnogen06.tora.ru

Terra incognita RUS КЛИКНУТЬ
| На сайт |  КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран |   Почта |

Aттила и Хольмгардия ,4

Петр Золин

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ЗАДАЧАХ О ЦЕНТРЕ ТЯЖЕСТИ

В статье Балто-финно-славяне… было обещано вернуться к сюжету, обозначенному заголовком. Тем более, что Интернет (судя по поисковым системам) этот сюжет явно не чтит. А жаль. Все больше в исследованиях аргументов в пользу его. И это всего лишь один из сотен ярких эпизодов (включая археологические находки досредневековья) многотысячелетней истории Новгородской земли.

Известный российский историк Владимир Яковлевич Петрухин (родился 25 июля 1950 г. в г. Пушкино Моск. обл.) неоднократно исследовал начала истории славян и средневековой Руси. В 1994 защитил докторскую диссертацию «Проблемы этнокультурной истории славян и Руси в IX-XI вв.».

Петрухин Владимир Яковлевич

В работе «Начало этнокультурной истории Руси» ( М. - Смоленск, 1995) он хотя и бегло, но заметил: «5 "Сага о Тидреке Бернском", записанная около 1250 г. в Норвегии, … называет двух братьев Владимира-Вальдемара, но они носят имена Озантрикс (старший) и Илиас (младший). Сага контаминировала (по сути слова – испортила, исказила) различные мотивы германского и русского эпосов: как предполагают, Илиас (даже Прокопию в 6 веке известен Ильдигес: П.З.) - это Илья Муромец, главный богатырь князя Владимира в русских былинах; отец трех братьев в саге, правитель Гардарики Гертнит-Ортнит, герой одноименной немецкой поэмы. Он, как и всякий конунг Гардарики в сагах, правит в Хольмгарде, но история его правления явно фантастична: он раздает детям земли, причем Озантрикс получает землю вильтинов (вильцей-лютичей на Эльбе), Вальдемар - Гардарики и Польшу (Пулиналанд), Илиас - Грецию [Веселовский, 1906]. Сага, таким образом, перечисляет славянские земли, известные скандинавам в Южной Прибалтике, по "Восточному пути" и "пути из варяг в греки" в эпоху средневековья. Однако история этих земель переносится из реального исторического времени в эпоху Великого переселения народов - эпическое время германского (в том числе скандинавского)»

Вынужден возразить. По моему мнению – сага ничего особо по отношению к другим не контаминировала. Вполне могла быть и самостоятельным произведением, созвучным другим раннесредневековым устным сказаниям, записанным через несколько веков после их создания.  Истории многих правителей, вплоть до нынешних, нередко фантастичны. И объективные исследователи с этим поделать ничего не могут. В данном случае, далеко не вся история 9 – 10 вв.  переносится из реального исторического времени в эпоху очередного Великого переселения народов,  4 – 6 вв. Сага явно самостоятельно отражает какие-то важные сюжеты той эпохи времен Аттилы.

 Исследователь Н.В. Филин  в работе «Об историческом прототипе Ильи Муромца» отметил, что имя Ильи-Илиаса из Руси встречается в южно-немецкой поэме ломбардского цикла «Ортнит», записанной в первой половине XIII в. и северогерманской саге о Тидреке (Дитрихе) Бернском, записанной в Норвегии в середине XIII в. Время действия саги относится ее автором к эпохе Великого переселения народов (IV-VI вв.). Союзники и главные герои саги – Тидрек Бернский и Аттила, король Гунналанда, имеют известных исторических прототипов – основателя остготского королевства Теодориха из рода амалов (ум. в 526 г.) и правителя гуннов Аттилу, жившего в V в. н.э.

Илиас из Руси в саге – сын русского князя Гертнита, владевшего Русью, Польшей, Венгрией, землей вилькинов и частью Греции. «У конунга Гертнита, - повествует сага, – было два сына от жены, старший звался Озантриксом, младший Вальдемаром, а третий сын, которого он имел от наложницы, звался Илиасом, был он муж мирный и приветливый». Перед смертью Гертнит разделил свои владения между сыновьями: старший, Озантрикс, стал королем вилькинов, младший, Вальдемар – королем Руси и Польши, Илья – ярлом греческим. После смерти Гертнита, сообщает сага, его сыновья вели кровопролитные войны с гуннами Аттилы и выступившим ему на помощь Тидреком. Война, шедшая с переменным успехом, закончилась неудачно для русских: Озантрикс и Вальдемар погибли в бою, гуннами были захвачены царство вилькинов, русские города Полоцк и Смоленск; ярл Илиас вынужден был сложить оружие. Аттила сохранил Илиасу жизнь и принял его в число своих мужей, сделав правителем Руси.

Если речь о Хольмгардии (устойчивом скандинавском названии владений Новгорода), то новгородцам эта тема не должна быть чужда. Ряд опубликованных статей на сайте дает необходимые материалы для осмысления этого периода в истории Новгородской земли.

По энциклопедиям Интернета, Дитрих Бернский — герой германского цикла эпических сказаний, в своей древнейшей части восходящих к преданиям эпохи Великого переселения народов. В основе сюжета о Дитрихе лежат сказания о распре знаменитого короля остготов Теодориха (475—526) с королем ругов Одоакром (убит 493). Затем имя Одоакра (засвидетельствованное в древнейшей форме эпоса) заменяется именем остготского короля Эрманариха, который превращается в дядю и недруга Теодориха-Дитриха. Предание входит в круг сказаний об Аттиле, при дворе которого Теодорих-Дитрих проводит годы своего изгнания. Сага отражает распространенные мотивы героического эпоса, — идущего с античных времен боя отца с сыном, имеющий параллели в ирландских (Кухуллин), персидских (Рустем и Зораб), древнегреческих (Крон-Зевс и т.п.), а также русских (Илья Муромец и Сокольничек) героических сказаниях. В позднейших формах сказание о Дитрихе Бернском созвучно и циклу о «Нибелунгах».

Вернемся к реальной истории.

Проход гетов-готов Филимера от земель ульмеругов к низовьям Дона дал новый импульс развитию Сарматии (новое название Великой Скифии). Народы огромной державы активнее участвуют в давлении на Римскую империю. Войска полиэтничных скифов в 3 веке до н.э. достигают численности в 320 – 500 тысяч воинов и 2 – 6 тыс. боевых кораблей. К власти в самой империи приходят выходцы из скифских земель. Например, императоры Максимины.

Король Скифии и Германии Герман-арих в середине 4 века смог поставить под свой контроль весьма отдаленные от Азовского моря регионы. Венедов, которые уже делились на антов и скловен, тиудов (чудь), весь, меренс, морденс… В средние века многие из этих народов вновь войдут в языческую державу «Русь, чюдь и вси языци». Возможно, повторяя ранние (пред ?)государственные образования времен культур шнуровой керамики.

Держава короля Скифии и Германии Германариха. Середина 4 века.

Держава Гунния (Скифия и Германия) при Аттиле. Середина 5 века.

Если сравнивать державы (объединенные Скифия и Германия) при Германарихе и Аттиле, то влияние полиэтничных войск Аттилы оказалось более значительным. Правда, границы державы не были жестко определены, значительно колебались. Относительно устойчивыми были границы по Дунаю и Рейну, хотя и они в борьбе с Римской империей нередко нарушались. В частности, в середине 5 века, когда полиэтничные войска Аттилы громили своих противников на просторах Западной Европы.

Походы войск Аттилы 451 года.

В Интернете ныне обилие сведений о гуннах. Например, «МИР ГУННОВ Исследования их истории и культуры . Отто Дж. Маенхен-Гельфен «

По случаю напомним,  дядя Аттилы именовался Роас (Руас, Ругила), что созвучно как Роси (Руси), так и выходцу из ругов-русов. Русь времен Гуннии – назревающая проблема реальных исторических исследований. Уже в 5 – 6 веках активизировалась Росская епархия недалеко от Антиохи, в округу которой проникали и славяне.

Полиэтничность войск Аттилы нередко замалчивается, хотя в этих войсках присутствовали далеко не одни кочевники. Например, упоминаются беллоноты  (баллониты; бисалты ?) - союзники в V веке н.э. ругов, веси, невров, бастарнов и других народов Великой Скифии при царе гуннов. С учетом реального исходного расположения "хун, беллонот, невр" они могут означать часть населения будущей Белоруссии. Вместе с беллонотами Скифии на Запад ушли – возможно, - франки-салии из округи гор Рип (салии в начале эры упоминаются именно в этой округе; а «рипу-арии» могли получить название и от гор Рип).

Иногда беллонотов относят к "выдуманным народам", хотя именно современники связывают их с реальными событиями на рубеже античности и средневнековья. По данным Гая Соллия Аполлинария Сидония (ок.430 - 480), прошедший скифское ратное воспитание Аэций (при котором служил будущий римский император Авит) в 435 г. вел войны против ютунгов и винделиков (праславян) в Норике, затем в 437 г. разгромил бургундионов, притеснявших бельгов. Уже в тех битвах герул славился бегом, "хун дротиками, франк плаванием, савромат щитом, салий ногами, гелон косой". Беллоноты были вместе с гуннами и неврами (праславянами) авангардной силой вторжения Востока на Запад Европы, за ними следовали бастарны, торинги-тюринги и франки.

Борьба за влияние в округе Галлии выходцев из Скифии продолжалась. Когда еще один выходец из Скифии Аэций (Аэтий) на время удалился в деревню, Аттила посчитал момент благоприятным для окончательного удара. "Вдруг поднятое внезапным смятением варварство излило на тебя, Галлия, весь Север: за воинственным ругом в сопровождении гелона следует свирепый гепид; скира побуждает бургундион; вторгаются хун, беллонот, невр, бастарн, торинг, бруктер и франк, которого омывает своей волной заросший камышами Никер; скоро пал Геркинский лес, срубленный секирой на челны, и покрыл Рен (Рейн) судами; и уже наводящие ужас полчища Аттилы разлились по твоим полям, белг…".

Авит смог привлечь на сторону Аэция короля везиготов Теодориха. В битве при Шалоне 451 г. многонациональные армады "восточных" и "западных" сил Скифии (почти все выходцы из нее) перемалывали друг друга несколько дней. Счет погибших и раненых шел на сотни тысяч. Небольшие этносы в такой битве могли полностью исчезнуть, всего как бы на миг проявив себя во всемирной истории. Вероятнее всего - беллоноты, торинги (вспомним северный Турунт от верховий Великой), бисалты и мосхи - это небольшие восточноевропейский княжения-землячества, увлеченные Аттилой на Запад в результате войн с Хольмгардией (Новгородской землей), о чем и рассказывают скандинавские саги.

Бастарны, невры, руги, весь вместе с другими северянами после смерти Аттилы в 453 г. переходят на службу византийскому императору Маркиану (он был родом из переполненной скифскими переселенцами Фракии), который по сути проводит политику рода аланов Аспаров (дослужился от простого воина до воеводы одной из аспаровских дружин). Якобы Аэций славил политику Маркиана так: "Твоих знамен ужасается все, что производит медленно вращающаяся ось (Большой Медведицы)…; бастарн, свеб, паннонец, невр, хун, гет, дак, алан, беллонот, руг, бургундион, вес, алит, бисалт, острогот, прокруст, сармат и мосх шли за твоими орлами; для тебя несет службу весь Кавказ и пьющий скифскую воду Танаис…". (ВДИ. 1949. № 4. С.290 - 291, прим.).

==========================2

Только гунны Тулдина выступили в 457 г. против Маркиана, но в том же году  император умер. Его сменил другой сподвижник Аспаров – Лев. А лютые гунны, савроматы, геты и гелоны еще нарушали договоры о мире в округе Галлии и других местах. Это были дружины, которые противостояли своим сородичам, перешедшим на службу империи.

Любопытно, но с герулами к концу 5 века за власть уже не сражались остатки бастарнов, свебов, паннонийцев, невров, даков, аланов, беллонотов, бургундионов, веси, алитов, бисалтов, сарматов и мосхов, которые вскоре шли за орлами - военными знаменами Византии; обеспечивали службу империи народов от всей округи Кавказа и Танаиса. Беллоноты и подобные им "кратковременные" народы Восточной Европы на рубеже античности и средневековья требуют к себе большего внимания.

Литература:1. ВДИ. 1947 - 1949; указ. 1950.

Стоит напоминать и напоминать лютым противникам многотысячелетней истории Отечества хотя бы содержание книги академика Г.В.Вернадского «Древняя Русь» (Б.Николаев. "Жизнь и труды Г. В. Вернадского" и другие сайты). Там крайне важные для отечественной раннесредневековой истории сюжеты обозначены так:

III. Сармато-готская эпоха (200 г. до н.э.-370 г. н.э.)

  • 1. Выводы главы. Источники и ссылки
  • 2. Центральная Евразия в эпоху сарматов
  • 3. Сарматы в Южной Руси
  • 4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря
  • 5. Наследство иранской эпохи в русской истории
  • 6. Западные и северные соседи сарматов
  • 7. Восточные славяне в сарматский период
  • 8. Некоторые данные о славянской цивилизации в сарматской период
  • 9. Готы на Украине

IV. Гунно-антский период (370-558 гг. н.э.)

  • 1. Предварительные замечания
  • 2. Гуннское вторжение и гото-антская война
  • 3. Великое переселение и западная экспансия аланов
  • 4. Гуннская империя на Дунае
  • 5. Последние годы правления Аттилы
  • 6. Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в 4 и первой половине 5 века
  • 7. Падение империи гуннов
  • 8. Анты от конца четвертого до середины шестого века
  • 9. Византия, анты и булгары в первой четверти шестого века
  • 10. Политика Юстиниана I по отношению к антам и булгарам

V. Аваро-антский период (558-650 гг.)

  • 1. Предварительные замечания
  • 2. Вторжение аваров и появление тюрков
  • 3. Византия, авары и анты в правление Маврикия
  • 4. Аваро-славянские отношения
  • 5. Таврида и Северный Кавказ в шестом веке
  • 6. Авары, славяне и Византия в первой четверти седьмого века
  • 7. Великая Булгария, авары и славяне во второй четверти седьмого века
  • 8. Истоки Хазарского государства и падение Великой Булгарии

VI. Хазаро-булгарский период (650-737 гг.)

  • 1. Предварительные замечания
  • 2. Хазарский каганат
  • 3. Волжские булгары
  • 4. Литовцы и финны в Северной Руси
  • 5. Угры и асы в Южной Руси
  • 6. Дунайские булгары, анто-славяне и Византия, 650-701 гг.
  • 7. Булгары, хазары и Византия, 701-739 гг.
  • 8. Асы и русь в Азовском регионе

VII. Скандинавы и русский каганат (737-839 гг.)

  • 1. Предварительные замечания
  • 2. Скандинавы в Северной и Центральной Руси
  • 3. Скандинавы, асы и русь в Азовском регионе
  • 4. Варяжско-русская проблема
  • 5. Первый русский каганат
  • 6. Хазарское государство во второй половине восьмого и в начале девятого столетия
  • 7. Византия и булгары, франки и авары, 739-805 гг.
  • 8. Византия и булгары в период правления хана Крума
  • 9. Политика булгар при хане Омортаге, 814-831 гг.
  • 10. Политический кризис в Северном Причерноморье, 831-839 гг.

VIII. Образование Киевской Руси (839-878 гг.)

  • 1. Русские племена в девятом веке
  • 2. Распространение хазарского и мадьярского контроля над южно-русскими племенами
  • 3. Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде
  • 4. Русь в Приднепровье и Причерноморье
  • 5. Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси
  • 6. Миссия Константина и Мефодия в Паннонии и зарождение славянской письменности
  • 7. Обращение Дунайских болгар
  • 8. Киев в 870-х и взятие его Олегом
  • 9. Заключительные замечания

Более полутора тысяч лет назад селения Приильменья, как и всей будущей средневековой Руси, вошли в могучую державу Остроготию Яромира-Германариха (Золин. Русь до Руси. Вып. 1, с. 30—34). Тогда на территории Новгородской области было не менее 23 (или 40) городищ раннего железного века. Несколько из этих городищ «доживают до древнерусского времени» (Новгородский исторический сборник, 1 (11), с. 30). К той поре относятся археологические культуры «длинных курганов» и подоснов «первых сопок»,- а именно сопки с 8 века и определят ядро территории Новгородской Руси.

В средние века Новгород иногда будут: называть в источниках Острогардом, что отмечал и патриарх славяноведения Любор Нидерле; Важное место в городе занимал Готский двор (примерно на его месте встала: гостиница «Россия»). Берестяные грамоты нередко, доносят до нас готские имена типа — Азгут, Асаф, Готил и другие. Готы в III— Y вв. выходили на запад Европы именно с территории Руси, «росо-моны» (русские, люди) – составляли знать остроготов.

Археологи «большого Новгорода» (Хольмгарда у скандинавов) III— VI вв. н. э. пока не нашли. Вероятнее всего, «большого» тогда и не было. А считались городами те «городища» или их скопления, которые частью давно известны исследователям. Русские источники о той поре тоже почти ничего конкретно не говорят. Но еще в начале нашего века историк и филолог А. И Веселовский с учениками перевел на русский язык caгу с Тидреке Бернском (список XIII в.). И вокруг нее и ныне вспыхивают споры ученых. Дело в том, что сага доказывает существование Руси и Новгорода примерно с IV в. н. э.

Ряд статей на сайте привел факты позднеантичной государственности на землях Великой Скифии, куда попадает и Приильменье.

Перед изложением близких новгородской истории сюжетов саги стоит обратить внимание на представление, к примеру, В.В.Седова об археологических следах периода

 (Славяне в Юго-Восточной Прибалтике).

В.В.Седов ссылается на сотни важных исследований поздней античности и раннего средневековья Руси. Славяне северной зоны Русской равнины и др.

По рис. 62. В.В.Седова. Распространение браслетообразных сомкнутых височных колец около середины I тысячелетия н.э. а - памятники с находками браслетообразных колец. Ареалы (условны: П.З.): б - летто-литовских племен; в - культуры псковских длинных курганов; г - каменно-земляных курганов IV-V вв.; д - тушем-линско-банцеровской культуры; е - колочинской культуры;  ж - позднедьяковской культуры; з - мощинской культуры; и - пражско-корчакской культуры; к - пеньковской культуры; л - регионы финноязычных племен (А - эсто-ливских; Б - веси; В - мери; Г - муромы; Д - рязанско-окских могильников; Е - мордвы; Ж - марийцев. Некоторые регионы очерчены по более поздним данным).  1 - Городня; 2 - Казиха; 3 - Прудники; 4 - Свила; 5 - Бельчицы; 6 - Микольцы; 7 - Мядельское городище; 8 - Васильковка; 9 - Дедиловичи; 10 - Аздятичи; 11 - Рудня; 12 - Вороники; 13 - Акатово; 14 - Близнаки; 15 - Демидовка; 16 - Отмичи; 17 - Топорок; 18 - Бородинское; 19 - Троицкое; 20 - Дьяково; 21 - Луковня; 22 - Щербинка; 23 - Боршева; 24 - Попадьинское; 25 - Попово; 26 - Безводнинский могильник; 27 - Сужда

По периоду потоптались – надо быть объективными – и специалисты по новой хронологии Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко Новая хронология Руси и др.

И все же вернемся непосредственно к сообщениям саги.

Начнем с конунга (князя) Вилькина.

«Был конунг по имени Вилькин (Вильцин и т. п.), славный победами и храбростью. Силою и опустошением он овладел страной, что называлась страной вилькинов, а теперь зовется... и всем царством шведского конунга... (Вилькин, верно, пришел с Руси?).

После того как конунг Вилькин некоторое время правил этим царством, он снарядил свое войско и пошел с несчетным множеством рыцарей и других военных людей на Пулиналанд, что находится рядом с царством конунга Гертнита, и были у него там многие великие битвы.

Тогда вышел против него Гертнит-конунг, правивший в то время Русциаландом (варягами-русами) и Аустррикией и большей частью Греции и Венгрии, почти все восточное царство было под властью его и его брата Гиддира.

Было у них много больших битв. Конунг Вилькин всегда побеждал русских, опустошил Пулиналанд и все царство до моря, а после повел свое войско на Русь и завладел там многими большими городами, Смоленском и Палтиской (Полоцком), и не прежде остановился, как въехал в Гольмград (Хольмгард, Новгород), что был главным над городами конунга Гертнита.

Там была большая битва, и Гертнит обратился в бегство. Там пал брат его Гирдир и большое войско русских, множество людей было полонено и содержалось для выкупа. Конунг Вилькин добыл там так много золота и серебра и разных драгоценностей, что никогда еще не доставалась ему такая победа с тех пор, как он впервые стал воевать.

Некоторое время спустя конунги согласились на том, что конунг Гертнит удержит за собою свое царство и станет платить конунгу Вилькину дань со всей своей земли. После того войско вилькинов осталось на Руси, а конунг отправился восвояси в страну Вилькинланд» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. первая. М., 1986, с. 576, 577; здесь и далее цитаты из русского перевода саги преимущественно отсюда).

Традиционные русские летописи относят эпизод сбора дани с Новгорода (Хольмгарда) и округи к 859 г. Археологи убедительных следов указанных городов даже на VIII в. пока не выявили. А здесь — примерно начало VI в. Но в одной Новгородской области – напомним — известно до 40 городищ «железного века», первых веков нашей эры (несколько из них доживают до «древнерусского времени»). Находки V—VI вв. подтверждают связи Северной Руси с центром Европы и более дальней округой (История и культура древнерусского города. М,: МГУ, 1989, с. 12—17).

Птолемей на начало нашей эры упоминал у Сарматского океана (Балтики) вельтов. Позже здесь упоминаются уже вильцы (вероятные балто-славяне), памятью о которых и город Вильнюс. Вильцы - волки. Этноним связывают с «волками», хотя велеты (волоты) – повелевающие, володеющие, богатыри.

Этноним вильцы появляется в источниках с 8 века (у франков), хотя места их обитания от Бренны («Бронниц», Бранденбурга) до Балтики (к городу Деммин и озеру Пене) заселялись славянами с 5 – 6 вв. (Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.2. С. 568, 580 – указатели). Вильцев (лютичей) Интернет тоже не очень любит, так как они указывают на раннюю государственность у славян – на землях позднеантичных венедов. Примерно с этой округи затем появляется у Ильменя и Рюрик. Город Демянск, озеро Пено недалеко от него, Деревская пятина (древане – соседи вильцев), река Ильменау на землях древан (С.441) – многое указывает на ономастические взаимосвязи захваченных германцами у славян земель и территории средневековой Новгородской земли.

Трудно сказать, где именно находились тогда города, подвластные Гертниту. Но исключить их вероятность – как сравнительно небольших укреплений – все труднее. Гертнита иногда связывают с Ортнитом (королем ругов Одоакром, убитым Теодорихом в Равенне). Однако это вполне мог быть и самостоятельный русский князь типа Бравлина. А как мы чтим в отечественной истории Вилькина и Гертнита?! Если руги (группа руссов), то упоминание в германо-скандинавском эпосе отчасти оправдано.

 

Из реальных славян Вилькину созвучен Вышан (Витсан, Витцан, Витцин, Виццин; Витсид ?) - король (регес) славян-ободритов, равный по титулу Карлу Великому. Был соратником короля венедов Драговита . Вероятно, в 780 г. в числе "великого множества венедов-винидов и фризов" принял крещение от франков. Вместе со славянскими королями (регесами) Драговитом, Дражко и другими в 789 г. перешел на сторону Карла Великого, рассматривая княжения славян как часть державы франков (Единой Европы). Погиб в 795 г. в конфликте с саксами как вассал франского короля (vassum domni regis Wizzin regem Abodritarum), не терявший своего высокого королевского звания. Трактовки созвучия имен различны. В событиях 789 г. принимал участие сын Драговита.

==========================3

Им мог быть Люб, "король вильцев", упомянутый затем под 823 г. в Королевских анналах: а в имени младшего сына Люба - Cealadragus (ARF, а.823, с. 160), есть тот же элемент -drag, что и в имени его великого деда. Это могло бы указывать на их родство (Schlimpert. Slawische Personennamen, 201 - 202).Драго, Дражко (Thrasuco, Drasco, Thrasco, *Drazko -Scklimpert. Slawische Personennamen, 44, 201-202, 213), позднее - князь (король) ободритов, неоднократно упоминаемый в "Анналах королевства франков" на протяжении двух десятков лет (ARF, а. 798, 808, 809, 817, 819 г., с. 104, 125, 128, 129, 147, 150). Во времена Вышана князь славян Акамир (см.) пытался провести к власти в Византии сыновей Константина V, братьев Льва IV Хазарина. Это была очередная попытка восточных славян повлиять на имперскую политику, что помогло бы и славянам на Западе.Со времен гибели Вышана начинаются завоевания викингов, что требует большего внимания к державе венедов Драговита и его соратников. Возможно, и в память о Вышане утверждались славянские ононимы Вышгород (город княгини Ольги, известный с 946 г.), Вышеслав (брат Ярослава Мудрого, правивший до Ярослава в Новгороде) и подобные. Более связывают со своей историей имя В. и его соратников чехи, словаки, поляки и украинцы. Литература: 1. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.П.

Вади (Вадим). Сага на V в или начало VI в. упоминает: «Еще рассказывают, что однажды конунг Вилькин отправился со своей ратью на восток, и пристал он у одной своей земли в Русиланде, а когда его суда стояли у берега, он вышел и пошел в лес один-одиношенек, и не было с ним ни одного человека. Там он встретил красивую женщину, к которой у него явилось желание, и он был с нею. Было то не что иное, как то, что зовется морскою женою (русалкой): в море она чудовище, а на земле кажется женщиной» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 577, 578).

Вскоре он вернулся к своим людям и кораблям. С попутным ветром вышли в море, где женщина попыталась остановить корабль конунга за корму. Конунг упросил ее отпустить судно, обещая радушно встретить русалку в своей стране. Через полгода он приютил ее в своем доме. Она родила мальчика, получившего имя Вади. И ушла, оставив сына отцу — «никто не знает, что с ней потом сталось».

Мальчик вырос великаном — «пошел в род матери, не походя на других людей: он был тяжел в обращении и потому нелюбим». Конунг все же выделил ему 12 селений в Свитъоде. Но не лучше оказался и младший сын, Нордиан — «рослый мужчина, красивее и сильнее всех людей, суровый, жестокий, жадный до богатства и неразумный в сравнении с прежними его родными». Потому и «его слава не была столь велика, как слава его отца», от которого он принял власть (вскоре русский князь Гертнит подчинил Нордиана).

Этот фрагмент саги показывает одну из форм продолжения традиций амазонок на Руси в форме «русалий» (сожительства летом в лесу с первым встречным мужчиной). По сказаниям о происхождении скифов, от полудевы-полузмеи появилось в Скифии потомство Геракла. От степных ведьм и злых духов якобы произошли гунны.

Вади (Вадим, Ведун-колдун) — имя больше русское, чем скандинавское. Вади становится символом одной из черт отдельных групп русов — угрюмости, нелюдимости (правда, подобное можно обнаружить и у других народов). Позже, имя Вадим связывают с новгородцем, которого убил Рюрик (вероятно, в борьбе за власть).

Важно и то, что опустошенный войнами Русилаид не балует русалок (наследниц амазонок?) своими мужиками. Да и мужчины вынуждены искать супруг в лесах. На это позже иногда намекали арабские и другие свидетельства.

Смерть Вилькина. «Заболел конунг Вилькин и перед смертью отдал власть и царство сыну своему Нордиану. Захватил тот власть и правление над всею страною вилькинов. Как услышал о том конунг Гертнит в Русиланде, заговорил и велел своим людям слушать себя, кто сможет внять его речи:

«Хвала господу, что я дождался на престоле того, что услышал весть о смерти конунга Вилькина; и, вот я клянусь, что хотя бы я прожил три человеческих века, нкогда не буду платить вилькиновым людям отныне и впредь, ибо теперь снято с моей выи ярмо, возложенное на нее могучим конунгом Вилькином. Да услышат люди мой наказ, да узнают все русские люди мои слова: чтобы всякий человек в моем царстве, способный сидеть на коне и держать щит либо в состоянии сражаться и владеть мечом, взял свое оружие и коня, снарядился и явился ко мне. Теперь мы отомстим за себя людям Вилькина, ибо смерть Вилькина-конунга разорвала мирный договор русских с людьми Вилькина, а мы сдержим наши клятвы, данные Вилькину-конунгу» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 578, 579).

Вероятнее всего, событие могло произойти в 470—520 годах. Археологические, лингвистические и эпические факты не противоречат этому. «Курганы Инглингов» в Скандинавии обычно относят к V—VI вв. Вполне вероятно, в одном из них лег и Вилькин. После 550 г. в курганах почти исчезают золото, другие яркие предметы. Начинается сравнительно скромный «вендельский период» (550—800 гг.), предшествующий варяжским завоеваниям {Лебедев. Эпоха викингов..., с. 37).

«Варварские правды» и другие акты середины I тыс. н. э. доказывают, что «мирный договор русских с людьми Вилькина» вполне мог быть. Тем более — известны договоры Аттилы и его сыновей с империей. Нарождавшаяся средневековая Русь тяготилась данью, искала славу на юге, но помнила и об обиде на севере. Столкновение неизбежно должно было произойти. Русь концентрировала силы, в т. ч. и 40 «новгородских городищ», для мощного удара по Скандинавии.

Пример карты, игнорирующей позднеантичные государства Скифии

Победа Гертнита. Чуть позже 530 г. (или более чем на полвека раньше, если речь о временах Аттилы) — после смерти Вилькина — «Гертнит-конунг собрался в поход из Гольмгарда и направился к северу по пути к земле вилькинов, а за ним быстро двинулось непобедимое войско, всадники и пехота.

Придя в землю вилькинов, он стал жечь и убивать людей и грабить, опустошая всю страну острием и мечом, пока не встретил конунга Нордиана с его войском. Тут произошла великая продолжительная битва и падало множество людей с обеих сторон. Пало больше людей Вилькина, ибо у конунга Нордиана войско было меньше: многие вожди остались сидеть дома и не пришли к нему на помощь» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с.579).

Нордиан обратился в бегство. Гертнит три дня его преследовал. Побежденный упал ему в ноги — «отдавая себя и свое царство в его власть и прося себе милости за свое царство». Нордиан был оставлен правителем в Свитьорде, но на условиях выплаты дани и признания верховной — власти Холмгарда, соблюдения клятвы и договоров «по совести». Русь вновь правила Скандинавией?

«В таком состоянии царство Гертнита-конунга находилось долгое время. У него было два сына от жены, старший звался Озантрикс, младший Вальдемар, а третий сын, которого он имел от своей наложницы, назывался Ильей: был он муж мирный и приветливый» (c. 580).

Византийцы в начале VI в. знали «царя гуннов» Горду, которому поручили контролировать низовья Дона и Керченский пролив. Прокопий рассказывал об Илъдигесе, активном участнике событий к середине VI в со стороны славян (Ильдигес занял важный тост при императоре, византийским войском в ту пору иногда командовали и славяне). Противоборствам части скандинавов и словено-русов не противоречат и археологические находки.

К сожалению, должного обследования Приильменья и округи на предмет существования здесь крепости («городков» ?) Гертнита пока не проведено. Но если допустить, что Хольмгард — «скопление поселений, исчезающих во время паводков» (такая версия известна), то выход из научных трудностей есть. Гертнит (Горда?) мог иметь у Ильменя перевалочную базу. Правда, Горда был в 527 г. убит в Приазовье за насильственное распространение христианства.

Смерть Гертнита. «Состарился конунг Гертнит, стал маломощным и посадил сына своего Озантрикса правителем и дал ему все царства вилькиновых людей и царский титул. Долгое время правил тем царством Озантрикс, а его подконунгом был Нордиан. Немного времени спустя посадил Гертнит сына своего правителем в Греции, того, что назывался Ильей, и дал ему достоинства ярла. Был он великий властитель и сильный витязь. Если речь идет о У веке, то тогда реальной властью в Византии стали аланы Аспары и их окружение. И эпическая память как-то могла отразить это образом Ильи – сына Гертнита (Горды, Грода ?).

Заболел конунг Гертнит и созвал главнейших правителей и мудрейших мужей, устроил все свое царство и сказал, как, по его мнению, должно держать его по его смерти. Тут он дал титул конунга своему сыну Вальдимару и посадил его конунгом над всей Русью и Польшей и всей восточной половиной своего царства. Немного спустя конунг Гертнит скончался в великой чести, и его сыновья долгое время правили царством» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 5RO, 581).

Сага не говорит, что Гертнит умер и похоронен именно в Хольмгарде. Он вполне мог быть похоронен в Скандинавии по новому обряду — «ингумация в ладье» (VI—XI вв.: Лебедев. Эпоха викингов..., с. 38— 47). «Ладья» (это слово у славян заимствовали скандинавы) вполне могла показывать, что это погребение пришлого для данного места князя. Гертнит, как и герои других саг, «великой чести» вполне заслужил. Конечно, он мог лечь в курган или сопку и на Руси — уточнять это со временем смогут археологи. К примеру, исследуя Шум-гору у Луги.

«Царь гуннов» Горда в 528 г. погибает, так как, приняв христианство, стал уничтожать языческие статуи. Волхвы провозгласили царем Муагериса, его брата (Дорогами тысячелетий. М., 1987, с. 223). В ту пору некоторое время «правит гуннами» и Боа-рикс, вдова княля Болаха (Валаха). Смерть видного «северного царя» (имеющего в разных источниках созвучное имя: Гертнит — Горда) отмечена сагой и византийскими источниками. Она подтверждается русскими источниками XV — XVIII вв., в т. ч. Иоакимовской летописью, указывающей Владимира (Вальдемара) с братьями примерно на V—VI вв. н. э. в числе наследников Вандала.

Ода Милиаса. «У конунга Озантрикса была жена по имени Юлиана. Ее отец был Ирон (Ирнек, сын Аттилы? — П. 3.), конунг Скротана или Миттана, что ныне зовется Англией или Шотландией. У Озант-рикса-конунга и Юлианы была дочь — звали ее Бертой Приветливой. Юлиана умерла, и это оплакивал всякий ребенок.

Милиасом звался конунг, царствовавший в то время над страной гуннов, могущественнейший и надменнейший между всеми конунгами. У него была дочь Ода, красивейшая из всех женщин. Ее руки просили могущественнейшие правители, конунги и ярлы» (Откуда есть пошла Русская земля, кн. I, с. 582).

После смерти Нордиана Озантрикс посадил царствовать его сына, Аспильяна, которому служили могучие богатыри Видольф Миттумстанги, Эдгейр и Авентрод (имевшие огромные железные палицу и секиру). Озантрикс явно правил Русью и направил Милиасу шесть рыцарей с письмом. Он просил Оду себе в жены, но вместе с ней «большие кошели, полные золота и серебра и других драгоценностей». Взамен обещалась дружба и родственный союз, иначе — многочисленная рать. Война состоялась, «наши победили». Ода родила князю Руси красавицу Эрку (созвучие имени Эрнака).

Милиас — известное индоевропейское имя, тогда чаще используемое южанами, например, армянами. Од (Ода) — имя или часть имени, чаще близкое уже северянам. Милиас (вариант: «воинственный») мог быть женат на северянке, от родственников которой Озантрикс, верно, и узнал об Оде.

Указанная на VI в. н. э система родственных связей явно была традиционной, ибо женами-блондинками славились еще фараоны и другие древние властители, а браки знати северных народов имели место задолго до нашей эры. Англо-саксы – под напором масс с Востока — в ту пору уже проникали на запад, так что «Ирон конунг» в реальности мог иметь созвучное имя (Ирнек, Эрнак — сын Аттилы). Никто не мешал тому «конунгу» выдать дочь за русского князя. На севере долгое время – до Владимира Святославовича? — не было возможности содержать большие гаремы, так что под влиянием разных факторов складывалось подобие единобрачия даже у знати (возможно, у знати — и в первую очередь).

Мечты народа... Между Аттилой и Озантриксом после свадьбы Эрки (она родила сыновей Эрна и Ортвина; у Аттилы известны Ирник и Денгизих) продолжалась распря великая.

«У конунга Озантрикса с годами стал другой нрав, чем в молодости. Он стал так жестоко править, что народ его царства едва переносил то ярмо, которое он взвалил на шею каждому. Он полагался на обширность своего царства и на многочисленность народа и был в отношении дани к своим подданным тем суровее, чем, больше ее ему приносили. Вел он также торговлю со всеми, с богатым и небогатым, людьми из кэвоей дружины, крестьянином и заезжим купцом. Хотя он и давал своим рыцарям лены и жалованье, но при этом сам хотел оставаться правителем, чтобы иметь над ними верховную власть» {Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 599).

Царь Руси и округи получал очень много — но всегда «казалось, будто все это уходило в пропасть. И всегда там голодали и плохо пили». Эту беду авторы саг отметили в XI—XIII вв., но знают ее и историки средневековой Руси. «Каждые двенадцать месяцев бывал великий, непомерный побор, и все привыкли к этому, ибо у него вечно были распри и войны всюду...».

После войн подати и тяготы народа усиливались, беспредельно грабили людей и родичи «конунга»: «все они были обучены насилию по одной книге». Было спокойно, когда Озантрикс грабил «вне страны». «Все надеялись, что он когда-нибудь выедет из царства на добычу и не вернется; все были довольны его задержками, и все страшились его возвращения» (там же).

Так как Озантрикс обитал ближе к центру Европы и туда стягивал богатства Руси десятилетиями, это может быть одним из объяснений сравнительной археологической бедности страны с VI века. Лишь отдельные богатейшие клады на Руси показывают, что люди с достатком и в ту пору среди русских были. Но Озантрикс, Аттила и им подобные слишком многое в Европу вывезли, затем арабы и тюрки постарались. Да и в последние века три грабеж России не прекращался. И не думают словено-русы о догме науки: нет следов богатств народа — не было у него государственности...

Аттила и Блед. Аттила(380? — 453) и Блед — цари Гуннии, контролировавшей в ту пору земли от Урала до Галлии и от Балтики до Понта и Каспия. Братья правили совместно с 434 г., но в 445 г. Блед был Аттилой убит. Германцы запомнили Аттилу под именем Этцель, венгры используют и ныне личное имя Аттила. Всего у Аттилы было около 70 детей (у скифского царя Скилура во 2 в. до н.э. число детей оценивалось до 80 – одних сыновей)..

Имя Аттилы — индоевропейское, типа Ахилл, Скил, Скил-ур, Вавило, Гудила и подобных, во многом связанных с Великой Скифией. Походами 443 и 447 гг. Аттила добился от Рима уплаты огромной ежегодной дани. Он продолжал как бы натиск готов и вандалов на Галлию. Восточные народы в битве 451 г. на Каталаунских полях потерпели поражение от западных, которые в истоке сами имели начала в Великой Скифии. Но уже в 452 г. Аттила вновь ведет Великую Скифь на Рим. Подошел к городу очень близко, но брать не стал — ограничился выкупом.

Император Константин в X в., по византийской традиции, считал Аттилу царем, «василевсом аваров» (обров — русских летописей). Василевс – титул ранних скифских царей-императоров (затем василевсами именовались и императоры Византии, как бы продолжавшие традиции преимущественно индоевропейской Скифии). И указывал, что целью восточного царя был разгром Запада и франков. Этот царь, «явился, разорил и погубил все Франгии, то все франки в ужасе перед василевсом Аттилой начали спасаться бегством...» (Константин, 1991, с. 107). Понятно, что когда-то на давление восточных народов франки вынуждены были ответить. Это и произошло при Карле Великом с VIII в. н. э.

А. Г. Кузьмин считает это имя – Аттила — кельтской формой индоевропейского «отец», «батила» — да и самого героя фризом. Но пили на похоронах Аттилы славянский «мед», а само пиршество называлось славянским «страва» (по свидетельствам Приска). Т. Шор (Лондон, 1906) не исключает роль гуннов-фризов в формировании англо-саксов. Но ранее «гунны» все же обитали ближе к Уралу (Дорогами тысячелетий, 1987, с. 121—125; работы Л.Н.Гумилева).

Позже и русские нередко предстают в источниках как «гунны». А пример гуннов был заразительным для западных королей. «После ухода Аттилы, многие годы спустя, подобным образом явился король Пипин, который правил тогда Папией и прочими королевствами...» (Константин, с. 107). Франки шли на восток, по пути, проторенному гуннами-аварами на Запад.

==========================4

Аттила, сын Озида. «Озидом звался конунг, царствовавший во Фрисландии (с фризами затем нередко связывают и Рюрика). Он был могущественным и великим властителем, равно над землями и над движимой собственностью. У него было два сына. Старшего звали Ортнит, а младшего Аттила. С раннего возраста он был рослым и сильным, хороший наездник, щедрый, мудрый и.честолюбивый и во всех отношениях достойный витязь. Когда ему было двенадцать лет °от роду, Озид поставил его вождем над всеми вождями. Конунг Аттила часто делал набеги со своим войском на царство конунга Милиаса...» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 588).

Столица Мелиаса (Милиаса) была в Вальтерборге. Столица Аттилы — «зовется Суза, а теперь Сузак.(Судак)», иногда указывалась ближе к Испании. Фризскую версию, происхождения Аттилы и части гуннов ныне поддерживает группа ученых, в т. ч. и А. Г. Кузьмин. Т. Шор – напомним — еще в 1906 г. не исключал роль гуннов в формировании англо-саксов. У реального Аттилы V в. был брат Блед (Влад), убитый по воле Аттилы или даже им самим. Сага дает несколько иную версию, приближая ее к событиям VI в. Реальным отцом Аттилы признавался Мундзук (Маджак арабских сказаний о славянах-валианах, волыни ?).

После смерти Милиаса власть над огромным царством перешла Озантриксу, руки дочери которого Эрки и просил Аттила. Отказ был таким — «его отец Озид был незначительным конунгом, и род его не так знатен, какими были русские люди, наши родичи» (с. 591). Аттила начал громить вилькинов вплоть до Балтики, в его войсках отличался Родольф. Именно Родольф разными путями и добился свадьбы Аттилы и Эрки.

Войны гуннов и вильцинов в V—VI вв. н. э. — вполне допустимая реальность, при этом каждая сторона имела в своем составе словено-русов (противостояние разных групп в одном народе — многовековая беда не только русских; например, немцы и евреи тоже давно подобное являют). Сводить все к переплетению разных эпох и «типовым формулам» эпоса не стоит (Древнейшие государства на территории СССР. 1987. М., 1989, с. 268—273; Русь до Руси, I, с. 33—34.).

Поход Вальдемара. «После недолгого пребывания дома конунг Аттила получил известие, что Вальдемар, конунг Гольмгардский (Новгородский), брат Озантрикса-конунга, пришел в землю гуннов и проводит опустошение с огромным войском. И вот однажды, когда Тидрек-конунг стоял на самой высокой башне и смотрел далеко по Гуналанду (Паннонии?), он видит сильный дым и большое пламя далеко по стране» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I. с. 610).

Тидрек поднял Аттилу на войну против Владимира (считают, что это разные временные уровни: середина V в., конец V в., конец X в.— князья встретиться не могли). Но – вероятно – Вальдемаров (Владимиров, Баламберов и т.п.) в истории было все же много. Вальдемар успел захватить один богатый город (в нем пленил и связал Родольфа), «перебил сто сот человек и сжег сто сот сел», пятнадцать замков и городов, «захватил много добра и людей». Аналогичный рейд совершил по Русской земле затем Аттила, нанеся «великий урон».

Как известно, Владимир Святославович «бежал за море» в 977 г., а вернулся с варягами и вернул себе власть в Новгороде в 980 г. Он является популярным героем скандинавских саг именно под именем Валъдемар. Но поздние русские источники (Иоакимовская летопись и др.) знают какого-то Владимира и на V—VI вв.; нашей эры, девятым в его династии был в конце VIII в. Бравлин (Буревой: Золин. Русь до Руси. Вып. I, с. 47).

Эта эпическая традиция имеет некоторые археологические и лингвистические подтверждения, отражается в ряде иноземных источников. Конечно, необходимы более тщательные научные проработки. Но никто не может отрицать тот факт, что в скандинавских сагах на державу самого Аттилы смог совершить поход «гольмгардский» (новгородский) конунг-князь Вальдемар (Владимир). И нанес очень ощутимый удар, захватив «много добра и людей». Участие словено-русов в походах против Византии в VI в. подтверждает вероятность подобных событий и в V в.. хотя — вполне вероятно, что речь в саге все же больше идет о периоде около 530 г. (см.: Сто сел, IV, с. 211 — 212).

Битва на Руси. На время около 530 г. (если Аттила реальный, то до 450 г.) сага сообщала: «Едет конунг Аттила со своим войском. Собрал он по всему царству герцогов и графов, рыцарей и всякого рода воинов. И когда он приготовился, то поехал в Русскую землю и собрался мстить за себя. И как только он вступил в царство Вилькинланда и Руциланд. опустошал и сжигал все, где проходил, и наносил им великий урон. Конунг Вальдемар узнал о том, что учинил Аттила-конунг, собрал к себе людей по всему своему государству и послал против него. Они встретились в земле вилькинов, и было там у Вальлемара гораздо больше войска» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 510, 557).

Иордан в середине VI в. относил сражения с Валамиром (Владимиром ?), братом Тиудимера и Видемира, к периоду после смерти первого Аттилы, когда король гепидов Ардарих убил сына Аттилы Эллака, — а в битвах с остроготами (росо-монами) терпели поражение другие сыновья «великого гунна»:

«Остро-готы жили в Паннонии (округа Венгрии) под властью короля Валамира и его братьев, Тиудимера и Видемира... И вот случилось, что сыновья Аттилы пошли против готов, как против бежавших из-под их господства... Они напали на одного Валамира, тогда как другие братья ничего не подозревали. Но он хотя и встретил их с малыми силами, долго изнурял их и разбил настолько, что от врагов едва осталась небольшая часть; обращенные в бегство, они направились в те области Скифии, по которым протекают воды реки Данапра; на своем языке гунны называют его Вар» (Иордан, с. 557).

Владимира V—VI вв. помнит и русский эпос (Иоакимовская летопись), так что какие-то сражения «в земле вилькинов» могли происходить в ту пору. Войска выступали под стягами-знаменами. Аттиле частью помог Тидрек Бернский, король остроготов (восточных готов), но гунны потеряли около 500 рыцарей и бежали. Бернский пленил своего тезку — Тидрека, сына Вальдемара. Действительно, в ту пору известно несколько Теодорихов (Тидреков). Но русский «конунг» запер остатки войск Бернского в замке, где осажденные вынуждены были съесть своих коней.

После осады. В осажденном замке Бернский мечтал, как бы пробиться через русское войско. Его родич Ульфрад ночью на коне смог въехать в лагерь русских. И поджег шатер Вальдемара, затем убивает 10 русских рыцарей. Этот родич вновь привел на восток и войска Аттилы.

«Когда сторожевые Вальдемара, конунга Гольмгардского, узнали, что непобедимое войско пришло в Русскую землю, они поспешно удалились и донесли конунгу. Тогда конунг Вальдемар велит трубить в свои рога и приказывает всем своим людям вооружиться, сесть на коней и отступать» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 613).

Фактически отдавалась часть территории нынешней Польши и Прибалтика. Тидрек из замка сделал налет и убил около 200 русских. Аттила узнал, что в замке скрывалось почти 500 человек, съевших 500 коней (лишь семь коней у осажденных осталось).. Бернский подарил сына Вальдемара Аттиле, подарок был оценен «дороже груды красного золота». После этого Тидрек Бернский попал к лекарям, а Тидрек Гольмгардский брошен в темницу, хотя и «он также был очень изранен» (с. 614)....

Новгородский летописец в 1204 г. помнил, что именно в Берне жил «поганый злый Дедрик »(Тидрек, Теодорих; Иордан, с. 550), Выходит., мог быть еще «непоганый и незлой» — свой. Сага называет его — Тидрек, сын конунга Вальдемара, «конунга Гольмгардского» (Хольмгардского; Новгородского). Королева Эрка добилась, что этого «русского» (родича) ей отдали на излечение. Но когда сын Вальдемара попытался вернуться на Русь домой, его в лесу у Пулиналанда (Польши) догнал и убил Тидрек Бернский (с. 614—620).

Если такое убийство произошло реально, то у новгородцев были дополнительные причины считать Бернского «поганым злым Дедриком». Ведь этот «злой» привез голову своего тезки и бросил к ногам царицы Эрки (Ярки), которая была русских кровей. Красавица расплакалась, а рядом с Тидреком «шесть рыцарей были в добром веселии» (Иордан, с. 620).

Набег Аттилы. Когда Эрке лечила родича, а Бернский зализывал раны, «конунг гуннов» решил мстить. «Пробыв дома полгода, конунг Аттила пожелал поехать на войну. И вот велит он трубить во все рога и шлет приказ повсюду, куда только простиралась его держава, чтобы шли к нему все, кто хочет оказать ему помощь и отваживается сражаться. Аттила снарядился со всем своим войском, и было у него войска не меньше 800 рыцарей и несметная сила других людей...

Аттила идет со своим войском дальними путями по населенным и пустым местам, пока не достиг Пулиналанда и Руциланда. Здесь он воюет, и поджигает, и опустошает землю конунга Вальдемара» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 614, 615).

Набег Аттилы оказывается одним из многочисленных эпизодов набегов «юго-запада» (округи Нижнего Подунавья) на Русь. Арабы с VIII в., на основе ранних сказаний, подтверждали, что славяне на Руси часто строят крепости:

«(Даже) несколько человек объединяются, чтобы строить крепости (укрепления), так как венгры (угры, часть гуннов-хунгарей) на них постоянно совершают нападения и грабят их. Венгры приходят, а славяне запираются в эти укрепления, которые построили. Зимой большей частью они находятся в замках и крепостях, а летом в лесах» (Сто новгородских сел. Вып. 2, с. 259).

Констатации таких фактов появляются задолго до Владимира Святославовича, поэтому «конунг Аттила» (символ славы элиты угро-финнов) торил многовековую традицию или, вероятнее всего, продолжал ее.

Такие набеги приводили к тому, что скрывать реальные богатства на Руси можно было только глубоко и тайно в земле (редкие клады это и показывают). Терпеливый и трудолюбивый народ грабили свои и чужие, измывались над ним чудовищно и многократно. Грабители свято хранили имена своих властителей, но вычеркивали из истории имена русских героев. Кому в мире нужна реальная история этой «загаженной Руси»?!

Но даже редкие «проговорки» иноземных источников о «Руси до Руси» для нас очень ценны. Они отчасти придают реальную жизнь прахам, скрываемым в тысячах отечественных археологических памятников.

Бегство Аттилы. Смерть сына Вальдемара совпала с новым походом западного «конунга». «...Он сжег большие бурги и замки в царстве конунга Вальдемара. Когда конунг Вальдемар узнал, что на его царство напали, посылает он приказ по всей земле, чтобы все сошлись к нему, кто может владеть щитом и имеет отвагу сражаться. И когда конунг Вальдемар снарядился, чтобы идти против конунга Аттилы, было у него не меньше народу, как десять тысяч рыцарей, и много другого войска. Пошел он, пока не встретил конунга Аттилу, и была там великая битва, когда оба эти конунга сошлись. Бились они долгое время с огромной храбрость и мужеством» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 621).

Аттила ехал первым и держал свое знамя. Люди Тидрека держали знамя Тидрека. Храбро сражались враги, но — по данным саги — не уступали и наши. «Конунг Вальдемар смело идет вперед и побуждает русских и велит трубить в рога. Поднимается тогда великая сеча и шум от возбуждения и натиска русских, и пало много из войска гуннов. Дело дошло До того, что конунг Аттила бежал со всем своим войском, а до того он потерял не меньше десяти сот своих людей» (с. 621).

«Сотня» и «тысяча» как формы организации и счета войска упоминаются в летописях при описании первых походов «русов» (как и скифов с античных времен). 866 (860) г. — 200 кораблей на Царьград (обычно по 40 человек на корабль). 907 г. — 2000 кораблей. 941 г. — 10000 кораблей. Потеря «десяти сот» (тысячи) — привычная потеря в локальных сражениях начального средневековья. Столько же в той битве с Аттилой потеряли и «русские», но они разгромили и войска Гильдебранда из приближенных Тидрека.

«Случилось так, что против них вышел один греческий ярл (или ярл города Герсека) конунга Вальдемара и так сильно ударил Гильдебранда своим копьем, что Гильдебранд упал с коня на землю» (с. 624). И вскоре тоже бежал. Участие греков, как индоевропейцев, в войнах на стороне скифов-русов фиксируется еще со времен Иалмена, героя Трои. «Путь из варяг в греки», стоит подробнее знать, приводил на Русь не только варягов.

Жалобы Гильдебранта. Дома Гильдебранд сетовал покрытому ранами Тидреку: «Я рад, что вижу тебя живым, но был бы еще более рад, если бы ты стал здоровым и способным к ратному делу».

Тидрек спросил, что нового было во время похода на Русь.

«Есть о чем порассказать — отвечал соратник. — Часто ты говорил, что конунг Атилла очень храбр, добрый витязь, отважный в сражениях. Но мне кажется, что не должен он быть ни бойцом, ни храбрецом, скорее, сдается мне, величайшим псом. Ибо, когда мы пришли на Русь, выступил против нас конунг Вальдемар, и когда мы приготовились к битве, вышли против нас русские и дрались храбро, и в ходе упорнейшей битвы, когда мы должны были дружно идти вперед, тогда обратился в бегство этот сквернейший пес Аттила-конунг со всем войском гуннов и дал пасть стягу своего знамени.

Тогда вспомнил и я, как доверяли мне там, где были Омлунги и со мной маркграф Родингейр. Выехал я три раза против войска русских, и в это время пало не менее тысячи мужей. Тогда выступил против меня один ярл конунга Вальдемара, храбро наехал на меня и изо всей силы ударил меня, так что я свалился с коня на землю...» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн I, с. 624).

Поражение и позор Руси взволновали Тидрека. Он наметил через полгода стать здоровым: «И недолго будут хвалиться русские, что у них больше удачи, чем у гуннов или Омлунгов (династия Тидрека)» (с. 625).

Сага доказывает, что русские «дрались очень храбро» и одерживали внушительные победы. При этом, чаще всего, они громили врагов на территории самой Руси (как скифы в Скифии уничтожали войска Кира или Дария 1) — защищали родную землю, уничтожали захватчиков. Такая традиция шла еще со времен Рамсеса II и Дария, полчища которых были отброшены сколотами-скифами.

Подобные Гильдебранду жалобы звучали от Руси на Западе, Юге и Востоке тысячи лет. Но кто звал Гильдебранда и его ватагу на Русь?! Не жажда ли грабить и жечь вела к нам наших соседей?! И неизбежно возникала многотысячелетняя месть наших пращуров.

Осада Полоцка. Тидрек уговорил Аттилу начать тотальную войну против Руси. Аттила собрал не менее 10 тысяч рыцарей. Затем потребовал, «чтобы пришли к нему все, которым исполнилось 20 лет и более. И когда он выехал из гуннской земли, у него было 20 тысяч рыцарей и много другого войска.

Идет он с этим войском на Русь и на Польшу и сжигает бурги и замки всюду, где он проходит. И пришел конунг Аттила со всем своим войском к городу, который зовется Полоцком (Палтескиа; созвучный топоним есть и в Эстонии). Город этот так укреплен, что они не знают, как его взять. Была там крепкая каменная стена, большие башни и широкие и глубокие рвы, а в городе было большое войско для его защиты, и те, кто охранял город, мало боялись войска конунга Аттилы» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 625).

Вместе с десятками тысяч рыцарей город окружили бродяги и скоморохи (скоморохи известны при дворе реального Аттилы). За много дней осаждающие и осажденные несли большие потери. В дело пошли стенобитные машины, которыми двигали не менее 300 человек (стенобитные машины использовались скифами со времен походов в Азию около 26 веков назад). Три месяца не давали результата, поэтому Тидрек повел свое войско в дальние края Руси, а конунг Аттила продолжил осаду (он взял город через несколько дней после ухода Тидрека).

Полоцк известен по летописям с 862 г. как центр полочан, но сами полочане считаются выходцами из дунайско-днепровских славян (наряду с полянами, древлянами, дреговичами)».

«Те же славяне» построили и Новгород, о чем многие летописи сообщают еще до упоминания «пути из варяг в греки», хождений Андрея и появления Кия с братьями. Конечно, «крепкой каменной стены» в Полоцке ожидать в V—VI вв. шансов почти нет (мизерный можно оставить археологам), но деревянное укрепление на Полоте вполне могло быть.

Записи саги XI—XIII вв. использовали близкие им образы для большего впечатления от победы Аттилы, хотя и взятие деревянной крепости требовало больших усилий. Штурм мог произойти в VI в., могла почти все деятельные силы Руси были брошены на юг. Начиналось новое освоение славянами (как некогда пеласгами) Греции и Малой Азии. Отток на север произойдет лишь с конца VIII в.

Битва под Смоленском. От Полоцка Тидрек пошел по Руси, «опустошая все на пути, убивая много людей, разрушая много замков и бугров и причиняя великое зло. Вот он пришел к городу, который зовется Смоленском (Смаланд), и обложил этот город своим войском, и были v него большие битвы с горожанами. Через шесть дней пришел туда конунг Вальдемар с русским войском, и было у него не менее 40 тысяч войска (у Олега при походе на Царьград было 80 тысяч, 2 тысячи кораблей: П.З.). Тут велит конунг Тидрек трубить во все рога...» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 627).

В битве Вальдемар сразил знаменосца Тидрека, но Тидрек нанес смертельный удар «русскому конунгу». После взятия Полоцка подоспел и Аттила. Брат Вальдемара «ярл Ирон» {Ирнек, сын Аттилы?) вынужден был сдать город — «снял ярл свою обувь, сложил все свои доспехи, и таким образом все «начальники русские, босые и без оружия вышли из города, показывая этим, что они побеждены» (с. 628).

Власть принял Аттила, но он посадил своим воеводой на Руси «ярла Ирона» — брата Владимира — «управлять тем царством, судить по земному закону и платить дани конунгу Аттиле и давать ему подати, когда ему понадобится» (с. 628). Ирнек, Эрнак – но сын Аттилы – действительно, правил Восточной Европой с середины У века, когда начиналось реальное средневековье.

==========================5

Да и распространение власти Остроготского королевства Теодориха вплоть до Руси теоретически отрицать нельзя, ибо некоторые вещи Подунавья V—VI вв. (фибулы, монеты и т. п.) встречаются и на территории Северной Руси (с. 621 — 623; и др.). На то намекают данные Иордана, Прокопия, скандинавский и русский эпос.

Тщательно существование Руси в эпоху Аттилы и Теодориха (их близких соратников) пока не проработано, но исследования с каждым годом создают необходимый фундамент доказательств. Сага фактически показывает, что Хольмгардия (Приильменье) при «походе Тидрека» непосредственно захвачена не была.

Эту суверенную территорию четко определили культуры длинных курганов (времен Аттилы и Теодориха), а затем — сопок, которую пытаются начинать с VIII в., хотя в сопках встречаются предметы VI в. (Лебедев. Эпоха викингов..., с. 202; и др.). Браслеты, пряжки и застежки. Да и те фибулы, (которые могли носить на своих плащах дети и внуки «героев Вальдсмара»... Стоически молчит о том «официозное средневеиоведение».

Полоцко-Смоленский регион имел реальные культурные связи с начала средневековья, начиная с тушемлинско-банцеровской культуры, которая оставила немало раннесредневековых укреплений. Эти связи аналогичны связям культур псковских длинных курганов и культуры новгородских сопок (Седов.)

Конкретную дату ранних захоронений в псковских длинных курганах дают В-образные рифленые пряжки. Познакомившись с одной из таких находок, происходящей из погребения в длинном кургане в Полибино на верхней Ловати, Й.Вернер отметил, что ближайшие аналогии ей находятся в среднеевропейских материалах. В частности, подобные пряжки имеются среди инвентарей могильника Притцир (Мекленбург), наиболее поздние захоронения которого относятся к первой половине V в. Учитывая отдаленность полибинской находки от Среднеевропейского ареала, Й.Вернер датировал ее второй половиной V в. Этого типа В-образные пряжки происходят из курганных могильников Линдора и Рысна-Сааре II на западном побережье Псковского озера, а также из районов Мсты и Мологи. Самая восточная находка В-образной пряжки в Новгородской земле встречена в кургане 6 могильника Усть-Белая IV на р. Кабоже. А.Н.Башенькин датирует этот курган второй половиной V в. (его радиоуглеродная дата 490±30). И.А.Бажан и С.Ю.Каргапольцев, специально занимавшиеся хронологией В-образных пряжек с рифлением, склонны ограничить время их бытования в культуре псковских длинных курганов первой-третьей четвертями V в. Это времена Аттилы и Теодориха.


И еще вспомним 512 год.

Около того года в Швеции вновь, появились герулы, прошедшие историческую школу века три у Дона и западнее. Скандинавию и острова Балтики покрывают десятки богатых кладов, в сумме включающие сотни -золотых монет, «ранние вещи дунайско-фракийского круга» (Лебедев..Эпоха викингов...,, с.. 30—31,). Руна на одном из медальонов сообщала: «Вигар, герул, сделал этот оберег». Знать будущих варягов в ту пору начинают хоронить в «великих курганах» чуть севернее нынешнего Стокгольма (с. 33, 35).

Конечно, не стоит ожидать от эпического произведения – средневековой саги – абсолютной исторической достоверности, которой и признанные исторические источники зачастую не достигают. Но зерна исторической истины в саге «О Тидреке Бернском» (списки с 13 века), безусловно, есть. И они требуют большего внимания к эпохе культуры длинных курганов на Новгородской земле. Той эпохе, которая начиналась после 350 г. походами короля Скифии и Германии Яромира (Германариха, Эрмерика) на земли венедов-праславян.

Тогда, еще до натиска гуннов Баламбера, в державу Германариха и его росо-монов вошли тхиуды (чудь), васи (весь), меренс, морденс… Это в поздней античности, по свидетельствам алана Иордана менее чем через два века после событий. А многие русские летописи относят появление языческой державы «русь, чюдь и вси языци» к первому послепотопному времени. То есть к 4 тыс. до н.э., с которым связывают начало господства скифов в Европе и Азии позднеантичные римские историки Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий.

Елена Робертовна Михайлова - старший научный сотрудник Лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия им. Г.С. Лебедева НИИКСИ СПбГУ. Начальник Санкт-Петербургской археологической экспедиции НИИКСИ СПбГУ и одновременно – начальник III отряда Северо-Западной археологической экспедиции. Сфера научных интересов – культура псковских длинных курганов, хронология раннесредневековых древностей Восточной Европы, археология Петербурга и эпохи нового времени в целом. Руководит орг. комитетом семинара «Проблемы археологии средневековья».

Е.Р.Михайлова в статье К обоснованию нижней даты псковских длинных курганов – по сути, - отметила несколько видов археологических находок в длинных курганах, которые идут с первого века нашей эры. Например, овальные каменные огнива. По деталям поясного набора, фибулам, римским монетам эти комплексы оказалось возможным датировать I–VI вв. н. э. При этом ранний из них (с “пряжками позднелатенского типа”) происходили из Восточной Пруссии. Самые поздние комплексы с огнивами были датированы VI в. по пряжкам, в том числе по бронзовой пряжке с орнаментом в зверином стиле I по Б.Салину. По мнению Х.Рюдх, временные рамки использования овальных каменных огнив – I в. н. э. (для Скандинавии – ок. 100 г. н. э.) – сер. VI в. Позднее население Балтийского бассейна переходит к другому способу добычи огня – с помощью стали и кремня.

В-образные рифленые пряжки по типологии и хронологии определены  И.А.Бажаном и С.Ю.Каргапольцевым. Авторы относли встреченные в псковских длинных курганах пряжки к двум из выделенных ими 12 групп (Витково, Притцир–Полибино), которые датируют временем от конца IV в до начала VI в. При всех спорах - это время Германариха, Аттилы и его сыновей.

Калкаман Турсунович Жумагулова — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков зарубежных стран Казахского государственного национального университета им. Аль-Фараби – отчасти прав, что с историей гуннов в Европе IV-V веков – возможно — начинается средневековая история Евразии, евразийства (хотя истоки все же на десятки тысячелетий глубже). Помимо войн и переселений она являет собой и пример многогранного взаимодействия Востока и Запада, синтеза традиций и культур, которые имели многочисленные последствия, повлиявшие, в свою очередь, на становление качественно новой цивилизации и общественных отношений.

Конечно, пока нет абсолютно убедительных археологических и иных подтверждений сведений саги о войнах Хольмгардии и войск Аттилы (или его полководцев). Есть накопление материалов в пользу таких подтверждений. И вполне справедливо говорить, что по раннесредневековым традициям германо-скандинавский эпос сохранил память о войнах Аттилы с Хольмгардией, о хольмгардских князьях той поры. Отчасти эти сведения стыкуются со сведениями Иоакимовской летописи.

«…Вандал разгневался на них (своих полководцев, которые не вернулись: П.З.) , все земли их от моря до моря (12) себе подчинил и сынам своим передал. Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу, и в их имена нарек (13), и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер, а после себя Избору град Великий и братию его во власть передал. Потом умер Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть над всей землей. Он имел жену от варяг Адвинду (14), очень прекрасную и мудрую, о ней же многое стариками повествуется и в песнях восхваляется…». Об истории Иоакима, Епископа Новгородского

Напомним еще раз, по сведениям саги, в битве под Смоленском Вальдемар сразил знаменосца Тидрека, но Тидрек нанес смертельный удар «русскому конунгу». После взятия Полоцка подоспел и Аттила. Брат Вальдемара «ярл Ирон» {Ирнек, сын Аттилы?; Избор Иоакимовской летописи ?) вынужден был сдать город — «снял ярл свою обувь, сложил все свои доспехи, и таким образом все «начальники русские, босые и без оружия вышли из города, показывая этим, что они побеждены» (с. 628).

Власть принял Аттила, но он посадил своим воеводой на Руси «ярла Ирона» — брата Владимира — «управлять тем царством, судить по земному закону и платить дани конунгу Аттиле и давать ему подати, когда ему понадобится» (с. 628). Ирнек, Эрнак – но сын Аттилы – действительно, правил Восточной Европой с середины У века, когда начиналось реальное средневековье…

Не утверждая эти сюжеты в качестве абсолюта, помнить о них при рассказах о дорюриковской истории Новгородской земли и всей Руси крайне необходимо. Народная память – память устных сказителей - обычно на всякую ерунду внимание не обращает. И сведения саги – именно обычный для эпической памяти случай.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5

http://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses/attila-and-holmgardiya1/attila-and-holmgardiya4

Вверх  |  

etnogen06.tora.ru

etnogen06.tora.ru