почта  etnogen06.tora.ru

Terra incognita RUS КЛИКНУТЬ
| На сайт |  КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран |   Почта |

Деяния русов. Потерянные царства Европы.

А.Г. Кузьмин.

Деяния русов. Потерянные царства Европы.

Святая Русь - легендарная история королевства на Дунае

Тождество ругов и русов не гипотеза и даже не вывод. Это лежащий на поверхности факт.

  Легенды и былины не пользуются особенной популярностью у историков-снобов, однако не один раз уже было доказано, что для незадокументированной в хрониках и летописях периода предания являются источником,заслуживающим самого серьезного внимания исследователя. Самые яркие примеры - Шлиман, поверив в "Илиаду", откопал Трою, в Скандинавии, после раскопок вендельских курганов подтвердились сведения "Беовульфа", "Саги об Инглингах" и "Саги о Хрольве Жердинке". Несомненно,что "королевские саги" - важный исторический источник по истории скандинавских стран, да и ряда событий истории Киевской Руси. Все это позволяет нам с особым вниманием отнестись к известиям о русах в т.н. "лживых сагах", но не всех, а только в тех, где русские события явно связаны с реальными историческими событиями, лицами и увязаны с генеалогическими преданиями исторически засвидетельствованных династий.        

  
Таковыми качествами обладают два цикла  - Хольмгардский, примыкающий к сагам Бравалльского цикла, и более древний, посвященный событиям 4-5 вв. в Подунавье - созданию и падению Гуннской державы Аттилы.

С последнего и начнем. Цикл, который можно назвать Гуннским, объединяет предания южного происхождения и восходящие к общеевропейскому героическому эпосу - "Сага о Вельсунгах", "Сага о Гудрун", "Сага о Тидреке Бернском", датские предания из первой части "Деяний данов", особняком стоит "Сага о Хервер", о которой будет отдельный разговор впереди. Прототипами этих саг являются героические песни континентальной Европы - "Дитрих Бернский", "Нибелунги", "Кудрун","Ортнит" и связанные с ними сказочные песни "Вольфдитрих". У всех этих эпосов есть связующее звено - образ великого короля гуннов Аттилы. Весь цикл можно разделить на две ветви - восточную и западную. Последняя объединяет сказания о сокрушении Аттилой Первого Бургундского королевства на Рейне и истреблении его правящего рода - "Нибелунги", скандинавская версия - "Сага о  Вельсунгах", "Кудруна" и "Сага о Гудрун". Восточная ветвь посвящена подвигам готов - вассалов Аттилы и долгому противостоянию готов и гуннов с родом королей русов, вильцинов-велетов-лютичей и Италии! Некоторые авторы утверждают, что "русские конунги" попали в "Тидрек-сагу" из русских же былин, которые якобы есть героизация жизни Владимира Крестителя (ведь русов до 862 года  не сущ-ло). Но весь Гуннский цикл представляет собой весьма цельную композицию - все песни и персонажи имеют реальных прототипов из эпохи Великого Переселения, каждая песня связана с другими. Т.о.,если описание конфликта с Бургундией основано на реальном столкновении 5 века, то и конфликт с русами так же имел место, а это в свою очередь говорит, что и былины Киевского цикла также не имеют отношения к Владимиру Крестителю, а восходят к древнему русскому правителю, сопернику Аттилы, которого знает например Иоакимовская летопись как Владимира Древнего. "Тидрек-сага" помещает страну Русциналанд на Дунае - между Швабией, Венгрией и Вендландом - Славянской землей, именно там, где в тоже время лежал Ругиланд - королевство ругов-русов. Делая этот вывод, мы тем самым автоматически должны признать относительную историчность (сущ-ние прототипов и само событие) и других саг и песен на ту же тему.  Т.о. германо-скандинавские сказания и русские былины открывают для нас историю русов 4-5 вв.

    Наиболее четко отражены события в "Тидрек-саге", в составе которой сохранилась т.н. "Вильцин-сага" , отсутствующая в немецком "Дитрихе Бернском".  Здесь мы видим клан русских конунгов,которые правят русами (Дунайский Ругиланд), велетами и пулинами-поляками. Это кстати еще один пункт в пользу историчности саги. Во времена, когда записывались саги велеты-лютичи проживали уже на южных берегах Балтики, а в самой саге они - соседи Ругиланда, пулинов и гуннов Аттилы,которые в это время проживают в совр. Венгрии! Данные саги подтверждает археология - поздние велеты оставили после себя т.н. Фельдбергскую культуру, наиболее ранние ее памятники обнаружены в Верхней Силезии. Основателем могущественной Русской державы был конунг Гертнит - "Славный", брат Гирдира и отец Озантрикса, Вальдемара-Владимира Красно Солнышко и Ильи (Илья Муромец, древний Моровлин-Моравец). Отца его сага увы не называет. Но вот былины называют отчество князя Владимира - "Всеславьевич", то есть отца в русской традиции звали Всеслав! Иоакимовская летопись тоже знает легендарного предка русских князей Владимира Древнего, предком которого (в летописи присутствуют книжного происхождения прародители славян) называет князя Словена, отождествляемого с прародителем славян. Параллель с князем "Славным" и былинным Всеславом подчеркивается еще и тем,что как и у Гертнита у Словена был брат, которого отдельное "Сказание о Словене" называет то Русом, то Скифом. Наконец, согласно "Сказанию" братья жили на Дунае! Сам Гертнит и его брат Гирдир были побеждены конунгом Вильцином-эпонимом народа вильцинов-велетов. Гирдир погиб, а Гертнит признал себя вассалом победителя. Однако,после смерти конунга, Гертнит восстал против его сыновей, одолел их и в свою очередь присоединил королевство Вильцинов к Руси.Перед смертью русский правитель раздал уделы и титулы своим сыновьям: Озантрикс получил титул царя и землю вильцинов - велетов, Вальдемар-Владимир стал конунгом русов и пулинов, а Илья, его незаконнорожденный сын от наложницы, так как не имел права на титул конунга, получил достоинство ярла (наместники и воеводы конунгов, мелкие правители, вроде европейских графов и русских бояр) и Грецию, Венгрию и "все Восточное царство" в управление. Подчеркивается, что Илья был могучим воином и умелым правителем. Былинный Илья Муромец был также воеводой - предводителем дружины киевских богатырей.

Весь сюжет саги пересказывать нет смысла, желающие могут найти в и-нете. Расскажу в кратце: из-за дочери Озантрикса между Аттилой, который кстати по саге сын конунга фризов, которому удалось захватить престол Гунноланда (!), между гуннами, их вассалами готами и велетами началась долгая война,в которую были втянуты и русы. В этой войне пали сам Озантрикс, его брат Владимир и сын последнего Тидрек Русский. Русь попала в зависимость от Аттилы, который на престол посадил еще одного брата Владимира - ярла (еще один незаконнорожденный сын. не имевший права на высокий титул!) Ирона. Велеты, судя по всему, сохранили независимость, престол унаследовал сын Озантрикса Гертнит (УЖЕ ТРЕТИЙ), который начинает мстить германским вассалам отца, предательство  которых привело к победе гуннов. Из саги следует, что потомками Гертнита Велетского были последующие правители велетов, в том числе знаменитый противник Карла Великого Драговит, как и русские правители носивший титул короля.

  Об Илье и его  участии в этой войне ничего не говорится, хотя его сыновья Гертнит и Гирдир служили ярлами у Озантрикса. Еще один член этого славного семейства - Ортнит, племянник русских королей, стал правителем области Гарда (там находится знаменитая Верона) и единственный из всех персонажей германских песен, которого называют Императором! После его смерти Гарду получает Тидрек Бернский. Все это позволяет отождествить его с Одоакром, первым королем Италии (подробнее смотрите пост http://ortnit.livejournal.com/597.html).
   Христианское имя "Илья" появившееся одновременно и в германском и в русском эпосе, очевидно было просто переогласовкой ставшего со временем непонятного слушателям языческого имени, но скорее всего очень созвучного имени "Илья". Как оно могло звучать? Существует версия, что прототипом былинного Ильи Моровлина послужил реальный русский князь 10 века Олег Моравский. Вполне вероятно, что образ князя отразился на образе легендарного русского вождя, как позднее герой Смутного времени казак Илейка Муромец, сын Иванович, сильно повлиял на биографию богатыря. Но, раз так, то логично предположить,что изначально "Илью" Моровлина звали Олегом или похожим именем. Это подтверждает "Сага об Олаве Трюггвасоне" - после того как молодой конунг вернулся из Руси в Норвегию, чтобы его не узнали враги, он назвался Олием Русским!
    В поэме "Ортнит" рассказывается,что Илья служил своему племяннику - императору Гарды. О том же говорится и в былинах (Илья говорит своей дочери-полянице из Италии:"служил я три года королю Тальянскому" - о том, что у Ильи была дочь в Италии говорит и "Тидрек-сага"!). Выходит,что после смерти Аттилы Илья-Олий служил Одоакру в Италии! В Ругиланде в это время правит Флаккитей. Этот занятный и колоритный персонаж служит мостиком между показаниями "Тидрек-саги" и "Деяниями данов".
    "Деяния данов" - памятник намного более сложный,нежели саги. Будучи глубоко политическим произведением, задачей которого было максимальное  удревнение и прославление Датского королевского Дома, "Деяния" сочетают в себе саги о Скьельдунгах, предания Гуннского цикла  и эвгемирические мифы о  Богах, объявленных смертными. Все герои и события были перенесены в Скандинавию и привязаны к датской истории. Несмотря на всю эту кашу, в ней отчетливо проступает цикл сказаний связанных с русами и гуннами и их борьбой с готами в Подунавье. Доблестные готы отождествлены с данами, а русы перемещены в Восточную Прибалтику - эстонские провинции Роталию (город Ротала известен также на Дунае, В Ругиланде!), Вик (город Палтиска) и Сааремаа (во времена автора "Деяний" Саксона Грамматика датский король Вальдемар громил здесь русских колонистов и их храм с идолом рюгенского Бога Турупита-Поревита!). Тройка гунны-готы-русы явно отсылает нас в Подунавье!

«Когда, после уничтожения провинций, дальних и просторных, они (Старкад и Бимон – Б.П.) вторглись в Руссию также вожделея установить своё господство, местные уроженцы, мало доверяя своим стенам или оружию, начали преграждать движение врагу с помощью гвоздей редкой остроты. Этим они могли остановить их вторжение, но не могли атаковать их в сражении; та земля могла незаметно наносить повреждение подошвам мужей, перед кем их армия уклонилась от противоборства в поле. Но даже такой барьер не мог служить защитой от противника. Датчане были достаточно хитры, чтобы помешать усилиям руссов. Поскольку они немедленно обулись в деревянные башмаки и шагали с невредимыми ступнями по остриям, которые располагались под их подошвами. Теперь эти железные изделия разделены на четыре гвоздя, которые размещаются так, что в любую сторону можно бросать их, они будут устойчиво стоять на трёх одинаковых ножках. Затем они направились в непроходимые просеки, где были лесные чащи, и выгнали Флокка, вождя руссов, из горных убежищ, в которые он крался. И здесь они захватили так много добычи, что не было ни одного, кто не возвратился бы к судну, гружёный золотом и серебром». (Дания. Саксон Грамматик. Деяния датчан. Книга VI. Стр. 3).
 
   Красным я выделил явное указание на гористые области Австрии, на территории которой и располагалось королевство Флаккитея. Мы видим,что вождь русов Флокк не отличается стойкостью и предпочитает избегать прямого столкновения со "скандинавами"-готами. "Житие св. Северина" - главный источник по истории Ругиланда 2й половвины 5 века - подтверждает эту характеристику - Флаккитей очень боялся готов, считая что готы хотят уничтожить ругов-русов. Дело в том, что Флаккитей вступил в союз с соседними королевствами Свевов и Скиров, с целью уничтожить Остготское кор-во в Паннонии и поделить паннонские земли, но готский король Теудемир, отец Теодориха - Тидрека Бернского в 469 году сумел разбить коалицию и перешел в наступление и полностью уничтожил Свевское и Скирское кор-ва. С Ругиландом все же был заключен мир, скрепленный браком сына Флаккитея Фелетея Февы и готской принцесской Гизо. Эта династия очевидно происходила от яла Ирона из "Тидрек-саги" или же Флокк-Флаккитей был еще одним незаконнорожденным братом Владимира и Озантрикса. В любом случае "Деяния" подчеркивают, что в отличие от предшествующих правителей русов этот не имел права на королевский титул. Эта нелегитимность сказывалась и на отношении Флокка с одданными - русы уходили в Италию,что сильно ослабляло Ругиландское королевство - в описываемое время это самое слабое из варварских королевств, появившихся на развалинах Римской империи, единственное территория которого подвергалась нападениям огромных банд разбойников скамаров - бывших римских граждан и рабов. Русы уходили к Одоакру. Судя по последующим событиям, приведшим к войне Одоакра с наследником Флаккитея Фелетеем, Одоакр, как племянник по матери Владимира имел больше прав на престол, чем "ярлы" Ирон и Флокк. Заметим, что и "ярл" Илья служит королю Одоакру.  

Предшественником Флокка "Деяния" называют Олимара, "царя Востока".Олимар был одним из шести вождей русов, одного из которых звали Даго. Он был союзником царя гуннов в войне с "датчанами". Это весьма важный датирующий признак - в истории известен только один случай, когда русы и готы сражались вместе против германцев - 454 год, битва на реке Недаве, где войско сыновей Аттилы сразилось и было разгромленно войском восставших германцев - готов и гепидов! Датские сказания подчеркивают независимость русов и их равноправный союз с гуннами, значит после смерти Аттилы руги-русы тоже сбросили их власть, но заключили союз с гуннами против своих кровных врагов (войны с готами длились с самого появления готов в Европе, рассказывая о покорении Ругиланда "Тидрек-сага" подчеркивает главную роль в победе именно готам). В этой битве пал старший сын Аттилы Эллак, котрого "Тидрек-сага" называет сыном русской принцессы Эрки, дочери Озантрикса. Быть может на союз русов и гуннов повлияло и это родственное обстоятельство.

Нам особенно интересно в этой истории имя Олимара. Оно удивительно перекликается с именем Олия-Ильи! Кроме того Олимар - "царь Востока", а Илья в "Тидрек-саге" получает от отца в удел "Восточное царство". Но почему "ярл" Илья вдруг ствновится "царем" Олимаром? В это время Одоакр еще не предъявлял своих прав на престол, он находился скорее всего в Скирском королевстве своего отца (приемного?) Эдикона. В такой ситуации именно Олимар-Олий, как старший в роду Гертнита получал право на престол, но как только  Одоакр после разгрома готами Скирского королевства и гибели своего отца в 469 году попадает в Италию, то и сам Олий, и  тысячи русов признают его своим королем. Как и в реальности, в датском предании германцы - "датчане" одерживают полную победу. Противник был рассеян - гунны бежали в Причерноморье, часть русов и алан - в Византию. Все прочие участники побоища с обоих сторон начали делить между собой Подунавье. 
    В свою очередь предшественником "царя" Олимара Саксон Грамматик  называет могущественного конунга Траннона. Это наиболее раннее столкновение "датчан" с русами. Если победа над Олимаром приписывалась Фротону Третьему, то с Транноном бился его прадед Фротон Первый. Характерно, что "Деяния" не знают событий "Тидрека", равно как в "Тидреке" не упомянуты столкновения Гертнита с германцами. Логично предположить,что загадочный Траннон был предшественником Гертнита, королем русов 4 века! Это подтверждается рядом косвенных улик в описании столкновения Траннона с германцами. Союзником русов назван "король Геллеспонта" (Византия?!) Хандван. Один из русских правителей (правитель города Палтиски!) Веспазий носит римское имя! То что между русами и Римской империей в 4 в. существовали тесные и дружеские связи подтверждают и другие поздние источники:
до 337 г. У византийского писателя 1-й пол. XIV в. Никифора Григоры упоминается русский князь, занимавший придворную должность при императоре Константине.

        В "Деяниях" скорее всего описано столкновение последовавшее вслед за вторжением готских и гуннских племен из Причерноморья. Руги-русы как федераты Империи должны были принять удар на себя, у Саксона война "датчан" с русами также есть прямое следствие войны Дании с "Геллеспонтом".

     Итак, Гуннский эпический цикл, сохраненный для нас в "Тидрек-саге" и "Деяниях данов" знакомит нас с древними и забытыми королями и героями Дунайской Руси- Ругиланда, которого наши былины называют Святая Русь, и открывают перед нами,нерадивыми потомками великих героев, истинную сущность и содержание нашего собственного эпоса - Киевского былинного цикла!
http://www.livejournal.com/update.bml
Список легендарных королей Ругиланда:
1.Траннон
2.Гертнит-Всеслав-Словен и Гирдир - сыновья (?) Траннона
3.Владимир Красно Солнышко, Озантрикс Велетский, Олимар-Илья,Ирон,Флокк(?) - сыновья Всеслава 
4.Тидрек (Теодорих) Русский-сын Владимира
5.Фелетей Фева - сын Флокка
6.Одоакр(Ортнит,Волх,Ермак) - племянник Владимира, сын его сестры

http://ortnit.livejournal.com/3700.html

http://ortnit.livejournal.com/3700.html

Вверх  |  

etnogen06.tora.ru

etnogen06.tora.ru